Тема. Что такое одиночество? Идея. Для
Давыдова и Лермонтова одиночество подобно состоянию оторванного листка. Но если
для листка в стихотворении Давыдова одиночество – чувство обыкновенное для его
сильной души, то листка Лермонтова одиночество-поиск тепла и спокойствия в
мире, где он оказался один. Образы. Образ
листка (одинокого человека, его родного дуба (дом, прежняя жизнь), а также
образы других лепестков с похожей судьбой. В стихотворении Лермонтова также
создан образ листка и его родной ветки дуба, но к тому же и присутствует образ
молодой чинары с холодной душой. Мотивы.
В произведении Давыдова есть мотив
неизбежности: мы видим, что душа листка смирилась со своим несчастьем. В произведении
Лермонтова-мотив одиночества, разлуки, и безуспешно поиска, которые отражают
ранимость, горе души, её потребности.
Композиция. В обоих стихотворениях
линейная композиция: чувства усиливаются, действия идут вперёд.
Ключевые слова. «Листок» Давыдова: листок иссохший, одинокий,
пролётный гость, ношусь, земля чужая, суровый рок. «Листок» Лермонтова горе,
приют, один, без цели, пришелец, странник. Изобразительно-выразительные
средства. Тропы. В стихотворении Давыдова множество эпитетов: листок
одинокий, пролётный гость, дуб родимый, могучий, земля чужая, суровый рок. Это
не случайно, ведь они описывают одинокую, но сильную душу листка. В
стихотворении Лермонтова также немало эпитетов для ранимого листка и чужого ему
окружения: ветка родимая, чинара молодая, райские птицы, тоска глубокая,
отчизна суровая, рассказы мудреные и чудные, холодное море. Эпитет «холодное
море» говорит не только о том, что вода холодна, а сравнивает чинару с водой,
она также холодна и бесчувственна. В стихотворении Давыдова масса метафор
(налетели тучи, сломили; ношусь я(листок), игралище Борея) оживляют,
олицетворяют листок, подчёркивая, что у него есть душа. Тучи тоже одушевлены,
они действуют как бы по велению судьбы, рока. И у Лермонтова использованы
метафоры (шепчется ветер, странник(листок) прижался, он молит, он говорит,
чинара отвечает), раскрывающие разные души листка и чинары. Фигуры. Инверсия произведения
Давыдова(листок иссохший, одинокий, голубчик мой, дуб родимый, дуб могучий,
странник кочевой, земли чужой, лист
лавровый) и инверсия произведения Лермонтова (ветка родимая, бурей гонимый,
чинара молодая, чинара высокая, тоска
глубокая, листочек дубовый, отчизна суровая, листья изумрудные, рассказы
мудреные и чудные) ставят определения на более важную позицию(часто на место
рифмы), усиливая его значение и важность. Давыдов и Лермонтов используют
многосоюзие для подчёркивания связываемого. Давыдов: и лист лавровый, и легкий
розовый листок, Лермонтов: и в степь укатился…, и вот, наконец, докатился…, и
так говорит…, и корни мои умывает… У Лермонтова многосоюзие к тому же создаёт
усиление, количество действия. В стихотворении Лермонтова используется
параллелизм (ты пылен и жёлт – и сынам моим свежим не пара, ты много видал – да
к чему мне твои небылицы), который использован в речи чинары. Жестокая, она
отвергает листок, показывая ему его недостатки.. Стихотворение Лермонтова
построена на антитезе (дубовый листок засох и увял, пылен и жёлт- изумрудные
листья, свежие сыны(листья чинары)), которая показывает, насколько
противоположны дуб (листок) и чинара (её листки). В обоих стихотворениях
присутствует прямая речь, чтобы мы услышали голос «неживых» героев.
Метрика.
Строфа «Листка» Давыдова
состоят из четырёхстопного ябма с пиррихием, а строфа «Листка» Лермонтова – из
пятистопного амфибрахия, благодаря чему стихотворение Лермонтова звучит
размеренней, спокойней, плавней. Рифмика.
В обоих стихотворениях рифма
неточная мужская(мой-грозой, горя-моря), чередующаяся с неточной женской
(одинокой-широкой, молодая-лаская). Строфика. В стихотворении Давыдова всего одна
строфа, состоящая из четырнадцати стихов, со сложной рифмовкой
(аааббавваагдгд). В стихотворении Лермонтова первые четыре строфы имею вид
катрена(четверостишья) с парной рифмой (аабб), а последняя строфа –
восьмистишья с парной рифмой (ааббввгг). Композиция. В обоих стихотворениях линейная
композиция: чувства усиливаются, действия идут вперёд
|