Ключевые слова в
стихотворении Тютчева: Молчи, чувства, мечты, душевная глубина, безмолвно,
сердце, понять, высказать, мысль, ложь, мир, думы. Мандельштам: музыка, слово,
связь, уста, немота, нота, рождение, сердца, жизнь
Тема. Как связано
молчание с жизнью? Идея. В стихотворение Тютчева молчание – часть жизни каждого
человека. Оно сопровождает каждого человека весь его жизненный путь. Даже когда
человек говорит, он отчасти молчит, ведь
недоговаривает или лжет. Не молчать – значит открыть всем себя. Молчать –
недоговаривать, лгать, жить в своём внутреннем мире. В стихотворении
Мандельштама молчание – колыбель жизни. Когда появилась жизнь, слово, музыка
ещё не родилась. Мир с молчанием – мир намного чище, светлее, чем сейчас. Образы. Тютчев создал образ лирического
героя, его души, его внутреннего мира и образ остального мира, который не может
понять его…В стихотворении Мандельштама созданы образы слова, музыки и
лирического героя. Лирический герой желает вернуться к немоте, когда слово,
музыка и весь мир соединены воедино. Мотивы.
В стихотворении Тютчева есть мотив одиночества, непонимания. В стихотворении
Мандельштама – мотив спокойствия, легкой грусти. Композиция. Оба стихотворения построены по линейной композиции.
Чувства усиливаются с каждой строфой.
Изобразительно-выразительные
средства. Тропы. Эпитеты стихотворения Тютчева(душевная глубина,
таинственно-волшебные думы, наружный шум) создают таинственную, богатую картину
внутреннего человека. Эпитеты Мандельштама(ненарушаемая связь, антонимичные
эпитеты(бледная сирень, чёрно-лазуревый сосуд), первоначальная немота,
кристаллическая нота) рисуют нам мир молчания. Стихотворение Тютчева насыщено
метафорами, в частности олицетворениями(мысли и мечты встают и заходят, сердцу
высказать, мир дум, пенье лучей(дум)), что оживляют всё, что в глубине души
человека, расширяя её до целого мира. Олицетворения(как разновидность метафоры)
Мандельштама(она(музыка, слово) не родилась, дышат груди, сердце устыдись)
подчёркивают, что мир живой, имеет чувства. Тютчев использовал
сравнение(безмолвно, как звёзды в ночи), подчёркивая таинственность мира. В
стихотворении Мандельштама также присутствует сравнение(как безумный, светел
день), усиливая чистоту мира, когда слово не родилось, когда слово ещё не
затуманило небо…Фигуры. Одна из
главных особенностей стихотворения Тютчева – использование риторических
вопросов(Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем
ты живёшь?) и риторического восклицания, одновременно являющемся умолчанием(Внимай
их пенью – и молчи!..), что отображает волнение, эмоциональность лирического
героя, показывает его переживания. Мандельштам также использовал риторическое
восклицание(Останься пеной, Афродита, И,
слово, в музыку вернись, И, сердце, сердца устыдись, С первоосновой жизни
слито!), что тоже подчеркивает возвышенное эмоциональное состояние лирического
героя под конец стихотворения. Важен в стихотворении Тютчева и
параллелизм(Любуйся ими – и молчи. Питайся ими – и молчи. Внимай их пенью – и
молчи!..), что позволяет автору акцентировать внимание на свой призыв молчать,
как лирический герой. В стихотворении Мандельштама похожую функцию выполняет
многосоюзие(…и, слово, в музыку вернись, и, сердце, сердца устыдись), которое
является и параллелизмом. Лирический герой таким образом обращается к слову и
сердцу…
Метрика. Стихотворения Тютчева и Мандельштама состоят из
четырёхстопного ямба с пиррихием, что роднит их по эмоциональной окраске и
ритму. Строфика. Стихотворение Тютчева состоит из трёх шестистиший с парной
рифмой(ааббвв). Стихотворение Мандельштама
- из четырёх катренов с кольцевой рифмой(абба). Рифмика. Тютчев
использовал мужскую неточную рифму(Таи-свои, глубине-оне, живёшь – ложь),
благодаря чему каждый стих звучит схоже. Мандельштам использовал женскую
рифму(родилась – связь, груди – сосуде), чередующуюся с мужской
неточной(слово-живого, день-сирень), что создают контраст между строками.
|