Форма входа

антич антич

Друзья сайта

То, что выше, может помочь заработать мне на мороженное:) Интересные вещи для народного умельца

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Среда, 01.05.2024, 10:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Блог Антича(Иванченко Алексея Владимировича)




Главная » 2010 » Январь » 18 » Сопоставительный анализ двух стихотворений. "Молитвы" Лермонтова: 1937 и 1938
Сопоставительный анализ двух стихотворений. "Молитвы" Лермонтова: 1937 и 1938
07:35

 

МОЛИТВА(1937)

 

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

 

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

 

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

 

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

 

МОЛИТВА(1939)

 

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

 

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

 

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

 

Тема. Что такое молитва для человека?  Идея.  «Молитва» 1937-ого – благоговейная, чистейшая, нежнейшая молитва не за себя самого, а за другую душу, душу любимой женщины. «Молитва» 1939-ого –молитва чудная, святая, благодатная, дающая душе просветление в минуты трудной жизни Образы.  В первой «Молитве» созданы образ самого молящегося человека, его души, матери божьей и души любимого человека, за которого молится. Во втором-  Мотивы. В первом стихотворении присутствует мотив беспокойства за душу достойную, во втором – мотив душевной тяжести.

                Ключевые слова.  Первое стихотворение: матерь божия, молитва, не за свою душу, дева невинная, тёплая заступница мира холодного, счастие, дуща достойная, сопутники, светлая молодость, старость, сердце незлобное, лучший ангел, душа прекрасная. Второе стихотворение: минута жизни трудной, сердце, грусть, молитва чудная, сила благодатная, слова живые, святая прелесть, бремя скатится, сомненье далеко, верится, плачется, далеко, легко.

                Изобразительно-выразительные средства. Тропы. В «Молитве» 1937-ого множество эпитетов (яркое сиянье, душа пустынная, мир безродный, дева невинная, тёплая заступница, мир холодный, душа достойная, молодость светлая, старость покойная, сердце незлобное, час прощальный, утро шумное, ночь безгласная, ложе печальное, лучший ангел) и это не случайно, так как они изображают, насколько чиста молитва и душа, изображают холодный мир. «Молитва» 1939-ого тоже обильна эпитетами (жизнь трудная, молитва чудная, сила благодатная, слова живые, святая прелесть), которые также изображает светлоту молитвы, трудность жизни, но также показывает просветлённость во время молитвы. Фигуры. Лермонтов использовал инверсию, и в первом стихотворении (душа пустынная, мир безродный, дева невинная, мир холодный, душа достойная, молодость светлая, старость покойная, сердце незлобное, час прощальный, утро шумное, ночь безгласная, ложе печальное, душа прекрасная), и во втором (жизнь трудная, молитва чудная, сила благодатная, слова живые), чтобы слова, наиболее важные, стояли в значимой позиции, часто на месте рифмы. В первом стихотворении важную роль играет параллелизм (Не о спасении, не перед битвою,Не с благодарностью иль покаянием), усиливающий роль этих строк, показывающих, что герой молиться не за себя, и антитеза (Тёплая заступница мира холодного), которая создаёт удивительную убеждающую силу). Во втором стихотворении усиливает значение двух строчек и связываемых в них членов и раскрывает состояние героя многосоюзие (и верится, и плачется, и так легко, легко). Есть также умолчание (и так легко, легко…), показывающее недоговорённость автора, но в тоже время все сомненья и бремя уже далеко.

                Метрика. В первой «Молитве» строфы состоят из четырёхстопного дактиля с пиррихием, а во второй – из четырёхстопного ямба с пиррихием(нечётные стихи) и из трёхстопного ямба с пиррихием(чётные стихи), благодаря чему первая молитва звучит длиннее, во втором стихотворении чувство показаны кратко, но большего и не требовалось. Рифмика.  В первом стихотворении рифма только дактилическая неточная (пустынную- невинную, молитвою-битвою). Во втором стихотворении также есть дактилическая неточная рифма (трудную-чудную, скатится-плачется), но она чередуется с неточной мужской (далеко-легко, живых-в них). Строфика. В обоих стихотворениях строфы имею вид катрена (четверостишья) с перекрёстной рифмовкой(абаб).

               

 

 

 

Просмотров: 5337 | Добавил: Антич | Рейтинг: 3.5/4 |
Всего комментариев: 1
1 Анастасия  
0
спасибо большое

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024