Форма входа

антич антич

Друзья сайта

То, что выше, может помочь заработать мне на мороженное:) Интересные вещи для народного умельца

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Четверг, 25.04.2024, 17:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Блог Антича(Иванченко Алексея Владимировича)




Главная » 2010 » Январь » 18 » Анализ текста "Легенда"(художественный стиль, тип: повествование с элементами описания и рассуждения)
Анализ текста "Легенда"(художественный стиль, тип: повествование с элементами описания и рассуждения)
07:17
Сам текст:

Легенда

Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин. Однажды пароход заночевал из-за тумана близ острова Самоа. Толпа веселых подвыпивших матросов съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом стоны и оханье. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе срывать и листочка.

Веселые моряки не погибли. Они вернулись на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда не улыбались.


По В.Вересаеву
Анализ.

Легенда.

Текст.

Данная совокупность законченных предложений, связанных между собой по смыслу, лексически и грамматически - текст, т.к.

1. все предложения данного текста связаны по смыслу:

а) предложения на одну тему: как нужно входить в жизнь?

б) предложения в совокупности выражают одну идею: «жизнь-священный лес… В жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом…»

в) заглавие: «Легенда». В легенде содержится урок, мы видим отрицательный пример и его последствия…. идея

г) ключевые слова: кровь, священный, душа, развлечься, позабавиться, благоговейный трепет.

2. Предложения в каждом абзаце связаны последовательно, с помощью цепной связи(1>2>3). Каждое предложение является продолжением другого, продолжением мысли.

3.Средства связи:

А)Лексические: синонимы(лес-дерево-пальма,  развлечься-позабавиться, глубоко-сильно), повторы (моряки-моряки, пароход-пароход, лес-лес, кровь-кровь), антонимы(кровь-сок, кровь-жизнь).

Б)Морфологические: местоимения(моряки-они,  вокруг них-вокруг моряков, в таком лесу(в священном), в лес-в него), союзы(и(однородн.члены), чтобы(причина), как(сравнение), а(однородн члены), а(ч. сложн. предлож.), союзные слова(лес,… в котором…;), местоименные наречия(когда рассвело0. Вывод: автор использовал местоимения, которые помогают связывать предложения и его части, избегая тавтологии, и местоимённые наречия, союзные слова, союзы, соединяющие смысловые части текста(части предложения и однородные члены)

4. Композиционно - структурной особенность: экспозиция (путешественник рассказал легенду, действие на острове Самоа, участники-моряки), завязка (моряки разожгли костёр, срубили дерево), развитие действия (моряки не могли заснуть, вокруг были стоны и оханья), кульминация (моряки увидели, что натворили), развязка (моряки уплыли, нанеся рану острову и себе) и заключение-вывод, в котором содержится идея, что «жизнь-священный лес… В жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом…»

 

Всё вышесказанное позволяет ещё раз с уверенностью сказать, что перед нами текст.

 

Стиль речи.

Данный тип художественного стиля речи, т.к.:

I 1. Функция: эстетическая, эмоционально-образная.

2.Особенности, черты: образность, эмоциональность, индивидуальность слога, экспрессивность.

3.Сфера употребления: художественная литература.

II Характеристика языковых средств:

1.Лексический уровень.

В основе любого стиля, в том числе и художественного, лежат общеупотребительные слова(мне, однажды, вдруг, ночь, оханья, душа, лес и т.д.). Но художественный стиль, в отличии от других стилей, затрагивает все стороны жизни. Для этого требуется разнообразие языковых средств:

а) экзотизмы: остров Самоа, кокосовое дерево, лианы, туземцы. Для создания колорита острова.

б)в силу своей эстетической функции. основу художественной речи составляют изобразительно-выразительные средства(эпитеты( весёлые подгулявшие моряки, тихие стоны и оханья, судорожный шорох, священный лес, деревья живые, приятная роща, благоговейный трепет), сравнения (корчились, как перерезанные змеи), метафоры(горячая кровь, лианы корчились(олицетворение), у них (деревьев) есть душа(олиц.))) как способ активизировать воображение, создать художественные образы. Разрушительная деятельность моряков, изуродованная природа шокируют нас и потрясают

2.Морфологический уровень:  видовременная соотносённость

 

А)Так как тип речи повествование, то в тексте преобладают глаголы (рассказал, заночевал, съехали, стали разводить, срубили, свалили, сорвать, услышали, не спали и жались, раздавался и т.д. более тридцати), необходимые для насыщенности действий, рассказа легенды, ведущей к идее. Также текст насыщен именами: существительными (легенда, путешественник-англичанин, пароход, туманы, остров, Самоа, моряки, берег, лес, костёр, дерево, орехи, темнота, стоны, оханья, ужас, ночь и т.д., всего пятьдесят три) и прилагательными(весёлые, кокосовое, тихие, судорожный, красные, священный, горячий и т.д., всего двадцать). Это не случайно, ведь текст имеет элементы описания и рассуждения. Благодаря этому текст не просто пересказ легенды, он вызывает образы, эмоции, мысли, помогая понять идею текста, ужасность поступка моряков и святость жизни.

Б) видовременная соотносённость

В тексте семнадцать глаголов совершенного вида и тринадцать несовершенного. Глагами совершенного вида преимущественно являются действия моряком(кроме: не спали, не улыбались), так как они непродолжительны, необдуманны, резки. А действия природы, её страдания чаще всего выражаются глаголами несовершенного вида как продолжительное действие, следствие глаголов совершенного вида. Примечательно, что в первом абзаце преобладают глаголы совершенного вида, и а в остальных двух - несовершенного. Это не случайно, ведь именно в несовершённом действии заключается идея текста. Глаголы совершенного вида – пересказ легенды.

3.Синтаксический уровень:

А)разнообразие синтаксических конструкции (сложные предложения(четыре СПП, пять ССП, например: Это был священный лес, деревья в котором живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь), ряды однородных членов (например: раздавался шорох, вздохи и оханья), сильная распространенность), позволяющие автору создать живописную картину, насыщенную эмоциями, образами, впечатлениями, чувствами, переживаниями, размышлениями и действиями.

Б)Наличие изобразительно-выразительных средств(фигур): анафора(всё живёт, всё чувствует), бессоюзие(ждём-побежит бесцветный, холодный сок), градация(раздвался шорох, вздохи и стоны), антитеза(бесцветный, холодный сок - красная, горячая кровь), умолчание(мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь) усиливающие и без того немалую образность.

 

            Всё вышеперечисленное позволяет ещё раз с уверенностью сказать, что текст относиться с художественному стилю.

 

 

Тип речи.

1.Повествование с элементами описания и рассуждения.

А) Повествование-основа текста, скелет. В нём содержится сама легенда-урок, а уже к ней добавлено описание и рассуждение, ведущие к идеи. Структура:экспозиция (путешественник рассказал легенду, действие на острове Самоа, участники-моряки), завязка (моряки разожгли костёр, срубили дерево), развитие действия (моряки не могли заснуть, вокруг были стоны и оханья), кульминация (моряки увидели, что натворили), развязка (моряки уплыли, нанеся рану острову и себе).

В)Художественный стиль требует эстетичность, эмоциональная окрашенность текста, художественные образы, экспрессивность. Эту функцию и выполняет описание. В тексте изображены эмоции, чувства: ужас, отвращение, переходящие в жалость. А жалость из-за сравнение благоговейного, трепетного, священного состояние с нынешним. Опиние подносит нас ближе к идеи.

Б)К повествование с элементом описания добавляется рассуждение, завершающая часть. Заключительный абзац текста является выводом, идеей, это рассуждение на основе легенды, её повествования и описания: «Наша жизнь – священный лес…Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом…».

 

2. Тип связи: Предложения в каждом абзаце связаны последовательно, с помощью цепной связи(1>2>3), как и каждом тексте, где основа-повествование. Каждое предложение является продолжением другого, продолжением мысли. Лишь в последнем абзаце, в рассуждении, связь комбинированная, так как кроме последовательной, имеется ещё и параллельная(…наша жизнь-это такой же священный лес. Через три предложения: …как в священный лес…)). Схема последнего абзаца:

1-2-3-4-5

  \

    5

3.Средства связи:

А)Лексические: синонимы(лес-дерево-пальма,  развлечься-позабавиться, глубоко-сильно), повторы (моряки-моряки, пароход-пароход, лес-лес, кровь-кровь), антонимы(кровь-сок, кровь-жизнь).

Б)Морфологические: местоимения(моряки-они,  вокруг них-вокруг моряков, в таком лесу(в священном), в лес-в него), союзы(и(однородн.члены), чтобы(причина), как(сравнение), а(однородн члены), а(ч. сложн. предлож.), союзные слова(лес,… в котором…;), местоименные наречия(когда рассвело0. Вывод: автор использовал местоимения, которые помогают связывать предложения и его части, избегая тавтологии, и местоимённые наречия, союзные слова, союзы, соединяющие смысловые части текста(части предложения и однородные члены).


 

Просмотров: 11685 | Добавил: Антич | Рейтинг: 4.4/11 |
Всего комментариев: 7
7 Антич  
0
По В.Вересаеву

6 ***Kisa***  
0
А кто автор то???

5 даша  
0
кто автор то

3 Миланочка  
0
Скажите пожалуйста

СРОЧНО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!


4 Антич  
0
Я не каждый день захожу на сайт и за комментариями редко слежу, просто по той причине, что их не пишут толком - нет смысла каждый день проверять:) Нужно в асю писать или на почту. Автор текста - не знаю, автор анализа - я...

2 Миланочка  
0
Кто автор и как называется?

1 Ugos  
0
Хороший анализ. То что нужно! Очень помог! =)

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024